09.02.2017
«Французские часы выпуска 1900 года - вещь красивая и дорогая. Произведение мастеров французской школы изящных искусств, но как попали к нам, обо всем этом я расскажу сейчас, а мне поведала эту историю моя мама. Это подарок моим бабушке и дедушке Митюниным от Морозова Саввы Тимофеевича, российского мецената и предпринимателя. Дедушка жил и работал в городе Иваново на предприятиях Ивановской мануфактуры, принадлежавшей Морозову. У дедушки и бабушки (они были тогда молодыми) родилась дочка, которая вскоре умерла. А у Саввы с женой родился сын. Его жена не хотела вскармливать грудью, поэтому они искали няньку-кормилицу. Искать пришлось не долго, слух быстро облетел предприятие и вот бабушка с дедушкой явились к владельцу фабрики и договорились, что бабушка станет кормилицей маленького барина. В это время дедушка работал на предприятии мастером по ткацким машинам, Савва Тимофеевич повысил его в должности до приказчика.
Подходил к завершению срок кормления, тогда и был приготовлен подарок – вот эти часы.
В 1905 г. случилось непредвиденное обстоятельство. Находясь приморском городе Ницца (Франция) был убит Морозов Савва Тимофеевич. Есть предположения убийства или же это дело рук черносотенцев или самоубийство.
Этот человек сделал очень много хороших дел для России и русского народа.
Савва Морозов заказал архитектору Ф. Шехтелю построить здание в стиле модерна в Москве, с оригинальной отделкой интерьера. В этих зданиях объекты настолько самобытны, что представляют музей редких экспонатов. Прощальный бой часов в память о Морозове Савве Тимофеевиче
А жизнь продолжается. По времени мы дошли до революции. Новая эпоха, новая власть в России. Положение моего дедушки резко изменилось. Знакомые мужики и друзья посоветовали уехать как можно дальше. И вот новая остановка часов на неопределенное время.
И семья двинулась в путь на новое место жизни в далекую Сибирь и высадилась в г. Канске, где у дедушки был друг. Но в Канске не стали останавливаться и поехали в деревню Коростелево в сторону Саян. Туда нужно было добираться на подводах. И вот среди пути дедушка заметил, что проводники волнуются и хитрят. «А ну стоять! Куда вы нас везете?», - вытащил револьвер и закричал, - «стоять! Отвечайте!». Тут и наступила развязка драмы. Проводники кинулись на колени, стали просить прощения: «Осип Осипович! Прости ради Бога, бес попутал!». Вот так чуть не случилась трагедия. Спас револьвер! Часы с красивым боем молчат, они упакованы среди вещей.
Деревня встретила семью дедушки добродушно, для них был приготовлен дом с усадьбой. Здесь жили люди. Деревня словно ждала переселенцев как лучших друзей. С раннего утра до позднего вечера кто-нибудь приходил с каким-нибудь вопросом. Дедушка считался в деревне зажиточным и грамотным человеком. К нему приходили как в музей. У него были редкие для деревни вещи, такие как велосипед, фотоаппарат, бинокль и наши представленные часы.
Дедушка устроил целые курсы по выращиванию помидоров. Людям казались эти вещи как чудо. Никто не видел их вообще. За это все он стал популярным человеком и за это его избрали председателем сельсовета. Но враги не дремали, чувствовалось, что они действовали давно и сообща, в единой шайке. А именно в одно прекрасное время ему пришла повестка с приказом явиться в райком. Оказывается та банда, которая собиралась всех переселенцев обобрать и уничтожить. Вот где пробил кровавый сигнал беды. Она вынашивала момент, когда меч упадет на жертву. Дедушка получил за спрятанный револьвер 25 розгов. Специально поставлен вопрос, что райком ставит задачу перед сельсоветом сеять кукурузу. «Мы не будем сеять эту кукурузу из-за ее низкого урожая». Это выразилось явным протестом против партии, явное выступление враждебности. После этого наступил арест и изоляция. Это было в 1937 году, году моего рождения. А за 2 месяца передо мной умерла моя сестренка Лизочка в возрасте 1 года и 9 месяцев. Вот сколько сразу событий совершилось, то ли радоваться, то ли убиваться от этого несчастья.
А год 1938 был для нашей семьи трагическим. И нельзя было на людях показывать свое горе, его (деда) объявили «врагом народа». Никогда он не был таковым, он жил для народа. В 1938 году его расстреляли.
Бой часов затих навсегда.
Мало было своего несчастья, а тут еще громада гитлеровцев свалилась на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Дядя Паша (брат моего папы) уходя на войну поднял меня на руки (мне было 4 года) и сказал: «ну, Володя, расти большой и умный, а я иду воевать с гитлеровцами». Но домой он уже не вернулся.
А у нас орудовали свои бандиты. Это произошло в 1942 году. Ночью шайка головорезов пыталась ворваться в дом, но дедушка (отец моего папы) не открыл им двери. Тогда они взломали замок в стайке, зарезали козу, нашу кормилицу (она и меня вскармливала, потому что у мамы не было молока). После этих душераздирающих событий родилась сестренка, назвали Оля.
Если бы часы были заведены, они бы пробили радость сквозь слезы.
Россию как не ломают свои и чужие варвары, а она живет. Живут и крепнут дети, прорастают как растения сквозь асфальт. Отцы и деды побеждают врагов. Дети растут и учатся и станут жить и работать свободными гражданами Великой России.
А время будет бежать вперед, а из французских часов не будет больше слышна печальная мелодия, а будут литься звуки торжественного Гимна!»
Владимир Салеев
История с французскими часами
2016 г.
Укажите свои данные
мы ответим на ваш вопрос