Сундуки из коллекции музея "Тальцы" и Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.

23.09.2024

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта и Иркутский архитектурно-этнографический музей “Тальцы” подготовили онлайн-выставку сундуков из коллекций обоих музеев. Это 2 десятка предметов, которые презентуют важную часть культуры белорусского, русского, бурятского народов. Несмотря на различия в размерах, форме, традиции отделки и декора, семантика сундука повсюду была прочно связана со свадьбой – важнейшим шагом в жизни молодых людей, подтверждающим приобретение нового социального статуса, ознаменовав переход к ответственным общественным ролям – отца и матери. "Свадебный сундук”, “сундук молодой”, “абдар”, "хобто" – столетие назад он был свидетелем забот девушки накануне замужества, отмечен своей особенной ролью в подготовке праздника.

Сундук-вид традиционной мебели, характерный для народного быта белорусов 2-й пол. ХІХ – 1-й. пол. ХХ вв. Первое предназначение сундука - хранить приданое будущей невесты. Сундук для дочери покупали родители. Девушка собирала в него покрывала, полотенца, праздничные рубашки, пояса, которые готовила за годы своего девичества. После в нем держали одежду, белье, различные ценности. Одной из традиционных техник декоративной отделки сундука является «цацкаванне» - нанесение на поверхность рисунка методом штамповки, где в качестве штампа использовалась картофелина, или репа. При помощи острого ножика в ней вырезались контуры узора: цветы, елочки, шашечки, розетки и т.п. Для фона использовали синий, вишневый, коричневый, темно-зеленый цвета. Для штамповки выбирали контрастный цвет, например красные, белые, желтые штампы на голубом фоне. Штамповку обычно делали женщины, или старшие дети, тогда как сам мастер производил столярные работы. Особенно распространено было “цацкаванне” сундуков на северо-западе Беларуси. Центрами их изготовления были местечки Ивье, Видзы, Свирь и др.

В нач. ХХ в. в городской и местечковой среде сундуки постепенно утрачивали свое прежнее значение, спросом стала пользоваться стильная мебель из ценных пород древесины, или их имитация. Деревня в определенной степени была ориентирована на мещанский быт, поэтому народные мастера искали разнообразные способы декора, которые бы соответствовали современным тенденциям. Выбранная ими «фляндровка» как раз имитировала и подчеркивала красоту естественного рисунка дерева. Поверхность сундука после грунтовки красили в охристый цвет, или оставляли без предварительной окраски. После высыхания первого слоя наносили второй, более темный, красно-коричневых оттенков, и по еще сырой поверхности наводили полосы кожаным или резиновым гребешком, а то и ладонью. На темном фоне выступали более светлые разводы, пятна, или волнистые линии. Фляндровка нередко сочеталась с другими видами декора: штамповкой, полихромными росписями. Была распространена по всей территории Беларуси.

Среди сундуков, декорированных полихромными рисунками, выделяются изделия мастеров Западного Полесья. Среди них отличительные изделия из деревни Огово, Ополь Ивановского района, Крамно, Завершье, Хомск Дрогичинского района и др. Окраска такого сундука начиналась с накладывания белого цвета. Цинковые порошковые белила, разведенные на натуральной олифе, служили хорошим грунтом, на который, после просыхания, наносили фон: зеленый, синий, темно-голубой, багровый. Передняя стенка сундука и крышки расчерчивалась фляндровкой на прямоугольные поля, которые заполнялись цветочной росписью, гирляндами листьев, гроздьями ягод, колосьями и т.п. Боковые стенки украшались сеткой из фляндрированных линий. Интересными являются и конструктивные особенности сундуков: часто их изготавливали с деревянными колесами, отделанными фигурными щитками для удобства транспортировки приданого молодой, или на деревянных фигурных ножках, украшенных росписью.

Коллекция Иркутского архитектурно-этнографического музея» «Тальцы» прежде всего интересна наследием бурятского народа - сундуками, которые на бурятском языке называются «абдар», «хобто» или «ханза».

Сундук для бурятов является не только предметом интерьера. Для кочевого народа сундук-символ дома, достатка, непременный атрибут церемонии передачи приданого невесты. Их украшали резным декором, богатой росписью минеральными красками, элементами ковки и чеканки. Мастера-дарханы (кузнецы) использовали традиционные для народов Сибири орнаменты, добуддийскую и буддийскую символику, например знаки Солнца, Лотос, рога животных, а также рисунки гор, моря, птиц. Для женского сундука выбирали более плавные узоры. Сундуки плотно запирались, для того, чтобы в них не заводились насекомые, их изготавливали из смолистых пород дерева, в основном из кедра или сосны.

Сундуки входили в приданое невесты. У них она везла свое имущество в дом мужа. Богатое украшение сундуков должно было свидетельствовать о богатстве семьи. Изготовление сундука невесты доверяли мастеру, обычные его размеры 80х60х40 см. В сундук складывали все необходимое для шитья, постельные принадлежности и личные вещи девушки. На следующий день после свадьбы, когда к невесте на чаепитие приходили гости, содержимое сундука раскладывалось для осмотра. Как дань уважения новым родственникам родители невесты клали в сундук сладости для угощения детей, чай, топленое масло и другие гостинцы, по четырем углам ставили архи (молочная водка), для близких родственников – небольшие подарки.

В юрте ящики располагались двумя-тремя ярусами. Часть сундуков передавалась по наследству от бабушки к правнучке в качестве дорогостоящей семейной реликвии. В настоящее время обряд передачи приданого не забыт, услуги по изготовлению богато украшенных свадебных сундуков пользуются спросом.

Сундук. к. ХІХ ст., дер. Гавриловцы, Браславский р-н. в – 81 см., дл. - 102 см., глуб. – 61 см.
Сундук. к. ХІХ ст., дер. Кулевцы, Щучинский р-н. в – 77 см., дл. – 118 см., глуб. – 73 см.
Сундук. нач. ХХ ст., дер. Подсолтово, Мстиславский р-н. в – 80 см., дл. – 104 см., глуб. – 78 см.
Сундук. 1-я четв. ХХ ст., в. Бучатино, Копыльский р-н. в – 80 см., дл. – 121 см., глуб. – 68 см.
Сундук. 1936 г., дер. Миськие, Поставский р-н. в. – 83 см., дл. - 120 см., глуб. – 67 см.
Сундук. 1951 г., дер. Огово, Ивановский р-н. в. – 80 см., дл. – 114 см., глуб. – 63 см.
Сундук. нач. ХХ ст., дер. Великие Дворцы, Пинский р-н. в. – 84 см., дл. – 132 см., глуб. – 58 см.
Сундук. 1878 г., дер. Воробьи, Мядельский р-н. в. – 80 см., дл. – 120, глуб. – 78 см.
Сундук. 1920-е гг., дер. Семежево, Копыльский р-н. в. – 79 см., дл. – 117 см., глуб. - 74 см.
Сундук. 1904 г., дер. Зарекуша, Глусский р-н. в. – 43 см., дл. – 71 см., глуб. – 43 см.
Сундук («абдар»). ХІХ ст. Россия. в. – 34,5 см., дл. – 136,5 см., глуб. – 47,5 см.
Сундук («абдар»). ХІХ ст. Россия. в. – 35 cм., дл. – 160 cм., глуб. – 34 см.
Сундук («хобта»). к. ХІХ – пач. ХХ стст. Россия. в. – 23 см., дл. – 39 см., глуб. – 27 см.
Сундук («скриня»). 1920 - 1930-я гг. Украина. в. – 90см., дл. – 125 см., глуб. – 70 см.
Сундук каретный («каретник»). к. ХІХ ст. Россия. в. - 75 см., дл. – 121 см., глуб. – 67 см.
Сундук. 1-я пал. ХХ ст. Россия. в. – 50 см., дл. – 110 см., глуб. – 55 см.
Сундук. 1-я пал. ХХ ст. Россия. в. – 53 см., дл. – 123 см., глуб. – 67 см.
Сундук. к. ХІХ – пач. ХХ стст. Россия. в. - 54 см., дл. – 123 см., глуб. – 68 см.
Сундук. 1-я пал. ХХ ст. Россия. в.– 39 см., дл. – 88 см., глуб. – 45 см.
Сундук. 1910 – 1930-я гг. Россия. в. – 41 см., дл. – 89,2 см., глуб. – 46 см.
Консультация туроператора
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.

Решаем вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!